Церковь Сатаны (англ. The Church of Satan) — первая официально зарегистрированная организация, заявившая о сатанизме в качестве своей идеологии, при этом под сатанизмом понимается не «классическое» поклонение дьяволу, а свобода от христианских догм. На настоящий момент среди сатанинских организаций Церковь Сатаны обладает наиболее развёрнутой и сильной интернациональной структурой.
Люди, которые следуют системе ценностей, принятой Церковью Сатаны, зовутся сатанистами. Согласно официальной позиции Церкви Сатаны, чтобы быть сатанистом, не обязательно являться членом данной организации, — то есть необходимо лишь иметь соответствующее мировоззрение. При этом Сатана воспринимается не как некое божество, которому надо поклоняться, а как позитивный символ познания, плотской жизни и измененияВ Церкви Сатаны нет элементов дьяволопоклонничества — подобные действия (в том числе, вера в дуалистическое христианское мировоззрение относительно противостояния «Бог против Дьявола» и выбор стороны Принца Тьмы) относятся к чисто христианским ересям. Сатанисты не верят в сверхъестественное — ни в Бога, ни в Дьявола. Каждый сатанист сам является богом для себя самого
Официальным символом Церкви Сатаны является печать Бафомета.
ИСТОРИЯ. Церковь Сатаны была основана в вальпургиеву ночь (30 апреля) 1966 года в Сан-Франциско Антоном Шандором ЛаВеем, автором «Сатанинской библии» (1969). 1966 был назван им первым годом сатанинской эры. ЛаВей являлся верховным жрецом Церкви Сатаны до своей смерти (1966—1997). Из предыстории: в 1950-х Антон ЛаВей организовал сообщество Орден Трапезоида, который впоследствии стал управляющим органом Церкви Сатаны. Среди тех, кто участвовал в мероприятиях ЛаВея, были «баронесса» Карин де Плессен, выросшая в королевском дворце в Дании, д-р Сесил Никсон, эксцентричный фокусник и изобретатель, Кеннет Энгер, создатель андеграундных фильмов, Рассел Волден, городской юридический советник, Дональд Уэрби, один из наиболее влиятельных частных собственников Сан-Франциско, антрополог Майкл Харнер, писательница Шана Александер и другие. Также товарищами ЛаВея в тот период времени были писатели в жанрах научной фантастики и ужасов Энтони Бучер, Огуст Дерлет, Роберт Барбор Джонсон, Реджинальд Бретнор, Эмиль Петайа, Стюарт Палмер, Кларк Эштон Смит, Форрест Дж. Экерман и Фриц Лейбер.
1 февраля 1967 Антон ЛаВей провёл церемонию открытой сатанинской свадьбы радикального журналиста Джона Рэймонда и Джудит Кэйс, чем привлёк к Церкви Сатаны значительное внимание со стороны средств массовой информации. Фотографом на церемонии был работавший в «San Francisco Chronicle» Джо Розенталь (Joe Rosenthal), автор ставшей знаковой фотографии поднятия флага американскими войсками на горе Сурибачи во время Второй мировой войны. Фотографии сатанинской свадьбы были напечатаны в нескольких авторитетных изданиях.
В мае того же года происходит церемония сатанинского крещения трёхлетней дочери ЛаВея Зины Галатеи. Журналисты, прибывшие задолго до начала церемонии, были очарованы ангельской улыбкой девочки, которой предстояло быть посвящённой дьяволу. Сатанинское крещение было составлено таким образом, чтобы доставить удовольствие ребёнку.
Другим важным событием (декабрь 1967) стало проведение открытых сатанинских похорон члена Церкви Сатаны морского офицера Эдварда Олсона по просьбе его жены, при этом сатанизм был вскоре внесён в реестр официально признаваемых религий США.
В июне 1967 в автокатастрофе погибла Джейн Мэнсфилд, по утверждению ЛаВея, имевшая близкие отношения с ЛаВеем и являвшаяся жрицей Церкви Сатаны. Несмотря на то, что эти утверждения были ложными, бульварная пресса объявила смерть актрисы побочным следствием проклятия, которое ЛаВей, якобы, наслал на партнёра Мэнсфилд Сэма Броди.
Церковь Сатаны упоминалась во многих книгах, журналах и газетах в 1960-х и 1970-х. Также в 1970 вышел полнометражный документальный фильм «Satanis». Антон ЛаВей играл в фильме Кеннета Энгера «Invocation of my Demon Brother», был техническим консультантом для фильма «Дьявольский дождь» («The Devil’s Rain»), в котором снимались Эрнест Боргнайн, Вильям Шатнер и (впервые) Джон Траволта. Утверждалось также, что ЛаВей неофициально играл роль дьявола в фильме «Ребёнок Розмари» («Rosemary’s Baby»), однако позже это утверждение было опровергнуто. Церковь Сатаны также фигурировала в фильме Луиджи Скатини «Angeli Blanca, Angeli Negra» (в американском кинопрокате известном как «Witchcraft ‘70»).
В 1975 ЛаВей начал видоизменять систему «гротто» Церкви Сатаны, избавляясь от людей, которые, как он считал, стремились преуспеть в организации лишь ради компенсации своих неудач во внешнем мире. Впоследствии реальный успех в жизни стал одним из критериев для продвижения внутри Церкви Сатаны. В тот же период Антон ЛаВей стал более избирателен при раздаче интервью. Данный переход к «закрытой» деятельности стал причиной слухов о распаде организации и даже о кончине ЛаВея.
В 1980-е прокатилась новая волна массовой истерии, теорий преступного заговора и страха перед сатанизмом, спровоцированная христианскими религиозными фундаменталистами, некоторыми медиками и СМИ. В этот период такие члены Церкви Сатаны, как Питер Гилмор, Пегги Надрамиа, Бойд Райс, Адам Парфрей, Диаболос Рекс и известный рок-музыкант Кинг Даймонд, активно выступали в средствах массовой информации с опровержениями ложных обвинений в криминальной деятельности Церкви Сатаны, выдвигавшихся христианскими евангелистами. Впоследствии ФБР опубликовало официальный отчёт, опровергающий все теории преступного заговора того периода. Данный социальный феномен получил название «Сатанинской паники».
В 1980-е и 1990-е Церковь Сатаны и её члены весьма активно участвовали в выпуске фильмов, музыки и журналов, посвящённых сатанизму. В качестве наиболее значимых можно отметить издательство Адама Парфри «Feral House», музыку Бойда Райса, фильмы Ника Бугаса (в том числе и документальный фильм «Speak of the Devil: The Canon of Anton LaVey»). Церковь Сатаны и Антон ЛаВей фигурировали во многих журналах и новостных статьях того времени.
В 1997 после смерти Антона Шандора ЛаВея главой Церкви Сатаны стала Бланш Бартон, его гражданская жена. Хотя и по сей день Бартон участвует в деятельности Церкви Сатаны, в 2001 году она уступила свой пост Питеру Гилмору и Пегги Надрамиа, которые сегодня являются верховными жрецом и жрицей данной организации и издают «The Black Flame» — официальный журнал Церкви Сатаны. Центральный офис Церкви Сатаны также переместился из Сан-Франциско в Нью-Йорк, где они проживают.
В октябре 2004 Королевский военно-морской флот Великобритании официально зарегистрировал первого сатаниста на государственной службе, Криса Кранмера, техника на фрегате Камберленд. 6 июня 2006 года («6/6/06») в Лос-Анджелесе Церковь Сатаны провела официальное мероприятие по празднованию сороковой годовщины со дня основания. Событие привлекло внимание многих СМИ, среди которых находились такие, как агентство Рейтер и «Wall Street Journal»; представители Церкви Сатаны участвовали в передачах на телевидении и радио. Верховный жрец Питер Гилмор прокомментировал позицию Церкви Сатаны относительно выбранной для празднования даты следующим образом:
6/6/06 для нас такая же дата, как и другие. Мы понимаем, что христиане страшатся 666 как числа зверя из их священных писаний, которое связывают с дьяволом, но которое в действительности, по мнению большинства исследователей, относится к Нерону. Нам кажется, что нам нравится использовать символы, наподобие числа 13, и числа 666, и других, которые вызывают в людях страх, попросту для того, чтобы высмеивать предрассудки.
Многие известные личности в тот или иной период были связаны с Церковью Сатаны:
* Джейн Мэнсфилд * Кеннет Энгер * Сэмми Дэвис мл. * Кинг Даймонд * Бойд Райс * Марк Алмонд * Мэтт Скиба и Дерек Грант (участники группы «Alkaline Trio») * Болс Махони (профессиональный рестлер) * Майкл Мойнихен (журналист) * Крис «Coop» Купер (художник, официальный сайт (англ.))
Многие также часто ошибочно думают, что с Церковью Сатаны был связан Мэрилин Мэнсон. На самом деле Мэнсон является атеистом. Но все же он был посвящен в почетные члены Церкви Сатаны самим Антоном ЛаВеем. ПОЛИТИКА ЦЕРКВИ САТАНЫ Церковь Сатаны не пользуется правом религиозных организаций на освобождение от налогов. Следуя «Программе Пентагонального Ревизионизма», Церковь Сатаны ведёт активную работу над тем, чтобы в США было введено налогообложение всех церквей, а также был официально принят социальный принцип «ответственности для ответственных».
Чтобы стать членом организации, индивид должен достичь совершеннолетия по законам того государства, в котором он живёт. Единственное исключение делается для детей членов Церкви Сатаны, которые демонстрируют понимание сатанинских философии и практик и изъявляют желание присоединиться. Их участие остаётся ограниченным, пока они не достигнут совершеннолетия (для большинства стран — 18 лет). Согласно политике организации, всем её членам рекомендовано следовать законам их страны и муниципалитета. Церковь Сатаны незамедлительно прекращает членство тех индивидов, которые участвуют в нелегальной деятельности.
ЧЛЕНСТВО В Церкви Сатаны членство разделяется на два вида: просто «зарегистрированные участники» и «активные члены». Зарегистрированные участники — просто люди, которые, заплатив вступительный взнос (200$[8]), получили красную карточку, свидетельствующую о членстве в Церкви Сатаны. В дальнейшем никаких взносов платить не нужно. Чтобы стать активным членом, индивидууму необходимо участвовать в деятельности Церкви Сатаны и её членов в его регионе. Активное членство подразделяется на пять степеней:
* Первая ступень — Satanist * Вторая ступень — Warlock/Witch * Третья ступень — Priest/Priestess * Четвёртая ступень — Magister/Magistra * Пятая ступень — Magus/Maga
Для того, чтобы стать активным членом Церкви Сатаны, необходимо подать заявку, которая будет рассмотрена организацией. В случае если заявка не отклоняется, участник становится активным членом первой ступени. Однако нельзя подавать заявки на последующие ступени, а требования для каждой ступени сохраняются в тайне; продвижение на более высокую ступень происходит только по приглашению. Члены Церкви Сатаны, начиная с третьей ступени и заканчивая пятой, обладают правом носить титул «Reverend» («преподобный» или «преподобная»).